К музею нового типа
Незадолго до Международного дня музеев, который, как мы уже сообщали, был празднично отмечен 18 мая общественностью в Музее истории г. Алматы, состоялось событие, которое будет иметь огромное значение для судеб музейного дела в планетарном масштабе. В г. Москве была образована Всемирная ассоциация музеев истории городов. На ее учредительную конференцию съехались директора и председатели попечительских советов музеев истории городов из 26 стран мира.
Нашу страну представлял директор Музея истории г. Алматы Ерболат Кудрянович АУЭЗОВ.
В ОЖИДАНИИ НОВОГО ПРАЗДНИКА
— Конференция была организована по инициативе директоров музеев истории Лондона, Нью-Йорка и Москвы, — сказал в интервью «Вечерке» Е.К. Ауэзов. — Все музеи мира объединены в Международный совет музеев (ИКОМ). В Казахстане действует Национальный комитет ИКОМ во главе с Байтурсуном Уморбековым, директором Государственного музея искусств имени А. Кастеева. В состав Президиума комитета входят директора Президентского центра культуры, Этнографического музея г. Усть-Каменогорска и я.
В широкий спектр музеев истории городов Европы, Северной Америки и Австралии. Страны СНГ были представлены руководителями музеев истории Москвы, С.-Петербурга и Казани (Россия), Баку (Азербайджан), Ташкента и Хивы (Узбекистан), Киева и Львова (Украина) и Алматы.
Президентом Всемирной ассоциации была избрана Галина Ведерникова — генеральный директор объединения «Музеи города Москвы», вице-президентом — Роберт Макдоналдс, директор Музея истории Нью-Йорка. Членами его исполнительного совета стали директора музеев истории Афин, Копенгагена, Лондона, Сиднея, Тель-Авива и Базеля (Швейцария).
На конференции было констатировано, что в авангарде музейного дела сейчас находятся не музеи стран, а именно музеи истории городов. Что, разумеется, не преуменьшает великой значимости таких мировых музейных гигантов, как, например, Лувр, Прадо или Эрмитаж…
— Ербулат Кудрянович, вы выступали на конференции?
— Да, я рассказал о развитии музейного дела в Казахстане и его перспективах. Понятную зависть у моих коллег вызвал тот факт, что единственный на постсоветском пространстве музей истории политических репрессий, который создан и поддерживается государством, имеется только в Алматы. Как вы знаете он был образован в соответствии с решением Президента РК Н.А. Назарбаева и вошел в структуру Музея истории г. Алматы как его отдел. Все 20 подобных музеев в России (среди них и Соловецкий, и Сахаровский), имеют статус общественных музеев.
На конференции я был избран в состав координационного совета по разработке Концепции развития и роли музеев истории городов в современном обществе, куда также вошли Дж. Янг (Лондон) и Роберт ван Роде (Базель). Наша концепция была единодушно утверждена.
— Как бы вы определили самую болевую проблему всех музеев?
— Необходимо решительно отказаться от устаревших форм работы. Современный музей должен быть музеем нового типа.
— Что имеется в виду?
— Музей должен быть не застывшей, законсервированной, а живой экспозицией. Хотите привлечь людей — применяйте инновации, ищите интерактивные формы общения с посетителями. Именно благодаря этому Музей истории г. Загреба (Хорватия) уже два года подряд признается лучшим в мире. Это своеобразный «музей-театр». Его сотрудники, наряду с другими свежими формами работы, разыгрывают перед зрителями сценки на исторические темы, используя музейную атрибутику. Прошлое буквально оживает перед ними. Возникает эффект их личного контакта с минувшим.
Г-н Р. Макдоналдс сообщил, что в Вашингтоне и Нью-Йорке абсолютно все занятия школьников и студентов по истории США и мира проводятся в музеях истории этих городов. Музей больше не воспринимается учащимися как «кладбище» вещей, а становится их мудрым партнером, общение с которым насыщает ум, радует душу, воспитывает чувство любви к родине, к истории родного города. Именно благодаря музеям в сознании горожан начинают пульсировать роднички патриотизма.
Во Франции даже самый малый городок считает престижным иметь музей своей истории. Города, будучи средоточием интеллектуально наиболее, как сейчас говорят, «продвинутой» части населения, ощущают себя локальными очагами общенационального исторического процесса. Эти музеи, особенно молодые, как правило, лишены косности, которая отличает многие «бородатые» музеи, привычно пребывающие в футляре замшелых форм.
— Можно представить, какими должны быть кадры живого музея, их интеллектуальный потенциал и эмоциональный накал!
— Все 16 научных сотрудников Музея истории г. Алматы — энтузиасты, способные оперативно схватывать и усваивать лучшее из мирового музейного опыта, несмотря на то, что перепад в уровне оплаты труда наших специалистов и их коллег из стран дальнего зарубежья весьма существенный.
Зарубежные музеи, в большинстве своем негосударственные, находятся под покровительством своих попечительских советов, в состав которых входят именитые и состоятельные люди. К примеру, председатель такого совета Музея истории Афин — крупнейший судовладелец, миллиардер. Все выделяемые меценатами и спонсорами деньги идут на развитие музеев, приобретение технических средств, достойное содержание сотрудников. Музеи финансово подотчетны одновременно и своим попечительским советам, и городским мэриям.
— Ваш музей, как всем известно, пока не имеет собственного здания. И потому, наверное, не может заработать в полную силу…
— Музей был создан решением акимата г. Алматы 12 июня 2001 г. фактически «на пустом месте», т.е. при полном отсутствии базы, на которой могла бы быть создана его экспозиция. Организация музея и юридическое оформление его статуса началось, собственно, с сентября 2002 г. С тех пор собрано более 20 тысяч экспонатов. Такой «урожай» областные, к примеру, музеи снимают за десятилетия поисковой работы. Мы подготовили концепцию Музея истории г. Алматы и общую структуру его экспозиции. Однако разрабатывать подробную тематику без привязки к конкретным экспозиционным площадям невозможно.
Алматы — город удивительной красоты и богатых исторических традиций. Ему есть чем гордиться. Он достоин того, чтобы на должном уровне показать свою бережно сохраненную историю. У города есть свой музей. Но его полноценное функционирование невозможно без собственного здания, где могла бы разместиться его постоянная экспозиция.
Мы очень надеемся, что этот жгучий вопрос в ближайшее время будет все-таки решен. И тогда при условии надлежащего финансирования мы сможем работать более творчески и плодотворно в дружной семье 40 алматинских музеев, приобщая жителей нашего прекрасного мегаполиса и гостей к его замечательной истории.
Сергей ИСАЕВ.

