Герб лучшего города мира. 1 октября 2005 года
Встречи с народным художником РК Шакеном НИЯЗБЕКОВЫМ всегда интересны и журналистам «Вечерки», и, как мы знаем, читателям нашей газеты. Мастер широко известен в нашей стране и далеко за ее рубежами многими живописными и скульптурными работами, но особенно — как автор Государственного Флага Республики Казахстан и герба Алматы знака «Почетный гражданин города Алматы».
Очередная наша встреча с художником, состоявшаяся в канун Дня города, была посвящена современному геральдическому символу южной столицы.
ГЕРБ ЛУЧШЕГО ГОРОДА МИРА
— Уважаемый Шакен Онласынович, давайте напомним читателям «Вечерки», на чьей первой полосе красуется величавый герб Алматы, с какого момента наш город обрел свой отличительный знак.
— Это историческое событие произошло 6 июля 1993 года. В тот день городской маслихат на своей сессии утвердил герб Алматы.
— Давайте раскроем содержание герба. Первое, на что сразу обращаешь внимание, — это его форма: круг. Гербы, как известно, могут иметь разнообразную конфигурацию. Чем был обусловлен ваш выбор?
— Действительно, гербы многих городов мира имеют форму и квадрата, и треугольника, и прямоугольного щита с заостренным низом. Я тут особенно не задумывался, а сразу твердо остановился на форме круглого восточного щита. Хотя герб и щит имеют различное функциональное назначение, однако из многих исторических источников я знаю, что круглый щит висел над тронным местом многих владык государств. Наверное, еще и потому, что некоторые из этих царей, королей, князей были и полководцами.
— В центр герба помещен образ снежного барса. Почему именно он? Ведь отроги хребта Заилийского Алатау, у подножья которого раскинулся тысячелетний Алматы, изобилуют разнообразными представителями животного мира и птичьего царства.
— Я долго размышлял, ища оптимальное образно-композиционное решение герба. В самом деле, можно было бы поместить в его центр или орла горного, или волка, или, скажем, архара. Фауна у нас очень богатая. Но при изучении материалов археологических раскопок, древних наскальных изображений мне чаще всего встречался и как-то меня вдохновил прекрасный снежный барс. Наверное, как царь Тянь-Шаня. Я видел его не только в виде рисунков как таковых, но и на воинских доспехах, и в качестве персонажа в ритуальных сюжетах. Особенно меня взволновало, когда при раскопках Иссыкского кургана среди убранства легендарного сакского Золотого воина был обнаружен отлитый из золота барс, причем не как декоративный элемент, а как символ военной мощи этой царственной личности. Красочный символ. Снежный барс — уникальный и ныне редкий для Алатау зверь. Недаром он занесен в Красную книгу.
Встал вопрос: как изобразить снежного барса? Я представил его идущим под навесом белоснежного хребта, возвышающегося над зелеными предгорьями. Ведь Алматы без гор непредставим. Гордый шаг, с поворотом головы назад, к завитку хвоста, придает образу динамику и выразительность. У снежного барса очень пушистый и в то же время мощный хвост. Оказывается, когда он ступает по снегу, то заметает следы хвостом, как веником. Ближе к весне он приподнимает хвост, подставляя солнечным лучам, чтобы шерстка крепче была. Акцент на этой природной особенности зверя помог мне графически гармонично закольцевать всю композицию центрального поля герба.
— При всей царственной хищности снежного барса, в вашей трактовке полностью отсутствует агрессивность. Что подчеркивается даже такой деталью: в зубах он держит яблоневую ветвь с шестью цветками.
— Во-первых, я так и хотел, чтобы снежный барс был добрый. И в гармоничном единстве с природой. Думаю, понятно, почему я избрал яблоневую ветвь. Издревле это место, где некогда возникло сначала средневековое городище, а потом и город, называлось Алмалы (Яблоневое) из-за обилия дикорастущих яблонь. Если приглядеться, то все шесть цветков образуют один большой декоративный цветок. Для завершения композиции.
Вдоль окантовки герба пущена орнаментальная гирлянда, которая в верхней части разрывается начертанием имени нашего города. В элементах орнамента тоже можно видеть цветки яблони в листве. Я не музыкант, но мне хотелось, чтобы вся композиция герба читалась как одна стройная, звонкая и красочная мелодия, где главную партию исполняет яблоневая ветвь, а идущий по кругу орнамент как бы ей аккомпанирует.
— Вся внешняя окантовка герба словно бы прострочена точками, стоящими на равном расстоянии друг от друга. Что они символизируют?
— По ходу работы я постепенно стал осмысливать круглую форму герба не как щит, а как шанырак — верхний круг юрты. По кругу шанырака устроены специальные гнезда, в которых крепятся уыки — палки, на которых он крепится. Точки и обозначают эти гнезда.
Общий фон герба — голубой. То есть небо глядит через шанырак в юрту. И всякий, кто находится в юрте и направляет взор снизу вверх на шанырак, видит голубое небо. Обращаю ваше внимание на прямую цветовую перекличку герба Алматы с Государственным Флагом Республики Казахстан. Как и там, в гербе города, с голубым цветом гармонично соседствуют красный и золотистый.
— Шаке, когда достигнут апогей в творчестве, то, наверное, пребывать на этой высшей точке жизненной орбиты головокружительно трудно. Что дальше?
— Скажу честно, в моей творческой жизни таких головокружительных точек не одна. Я ведь и прежде выигрывал даже международные конкурсы, будучи еще студентом бывшего Мухинского училища. Участие в различных творческих конкурсах — это своего рода азарт. И причина здесь не в материальном стимуле, а в здоровом честолюбии. Должен вам сказать, что конкурс на герб Алматы длился более 20 лет. Наверное, этот факт заслуживал бы отражения в Книге рекордов Гиннеса. Потребность постоянно быть в форме придает, как в спорте, особую уверенность. И потом ведь ни один художник своей последней, еще, как говорится, не остывшей работой не завершает творческого процесса. Главное — не поддаваться излишнему головокружению от успеха.
— Над чем вы сейчас работаете?
— Завязей на древе творчества еще много. Главное, что объединяет все мои начинания, — желание представить миру Казахстан в его новом свете и новых изобразительных решениях. Показать новые лица. Не боюсь показаться старомодным в этом признании — в новых лицах героев труда. Эта тема никогда не будет затертой. Герои новой эпохи — эпохи нашей национальной независимости, государственные деятели, новые типажи граждан суверенного Казахстана — вот во что я постоянно вглядываюсь и вдумываюсь, ощущая себя в русле динамично меняющегося времени.
— Позвольте, Шакен Онласынович, пожелать вам новых радостных для зрителей свершений на трудном и счастливом пути художника.
Сергей ИСАЕВ.

