Наш общий великий праздник

Мои стихи не сокровенны,
Они доверчивы, как ноты
Простоволосой кантилены,
Как выплеск взрезанной аорты.
Они младенчески раздеты,
Чистосердечной наготою
Они взывают:
        кто ты?.. где ты?..
        Ответь, коль я ответа стою…
Они горят, как цвет миндальный,
Что в пламени на ладан дышит.
Стихи мои исповедальны,
Но их страстей Господь не слышит.

Главная / Пресса / Газеты / Наш общий великий праздник

Наш общий великий праздник

В преддверии — Дня Независимости — своими мыслями об этом  празднике всего многонационального народа Казахстана делится народный художник Республики Казахстан, автор Государственного Флага РК, герба Алматы и нагрудного знака «Почетный гражданин города Алматы» Шакен Онласынович НИЯЗБЕКОВ.

 

НАШ ОБЩИЙ ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК

— Не могу не вспомнить свою личную реакцию на факт принятия в декабре 1991 года Конституционного закона РК «О государственной независимости Республики Казахстан». Честно признаюсь, для меня стало неожиданностью столь скорое, я бы даже сказал — мгновенное, как мне казалось тогда, принятие этого великого акта.

О свободе, о независимости Казахстана, говорю об этом откровенно, я мечтал со школьного детства. Для меня всегда значимыми были идеи народных героев Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова о национальной свободе. Хотя я учился при советском строе в русской школе, в городе Джамбуле (Тараз), я постоянно ощущал себя в атмосфере межнациональной дисгармонии. Я имею в виду не политику великодержавного шовинизма, которую отвергала официальная коммунистическая идеология, а проявления этих настроений на житейском, бытовом уровне, причем в самой разной национальной среде. Ведь в любой нации есть неразвито мыслящие люди.

Парадокс в том, что многонациональность нашего бывшего государства составляла его силу, которая придавала высокий дух всем народам страны, что обеспечило нашу победу над фашизмом в Великой Отечественной войне. Это отчетливо осознавали все передовые умы в советском обществе.

Много позже, будучи уже членом ЦК Компартии Казахстана, я разочаровался в коммунистических идеалах. Это случилось в 1987 году, после того, как на меня обрушили шквал оскорблений. Мои самые, казалось бы, близкие друзья заявили на партсобрании, что меня надо исключить из КПСС. Что и было сделано. А я ведь в партию верил, как Бога, хотя сам был и остаюсь атеистом. С тех пор я коммунистам перестал доверять.

— За что вас подвергли такой исключительной каре?

— За правду. За прямую критику своих однопартийцев, членов ЦК.

— Мне кажется, что идея национального суверенитета вызревает и живет в сознании уже вполне сложившейся личности. Вы же говорите, что еще мальчишкой мечтали о независимости Казахстана. Как это могло быть в обстановке советской действительности?

— А вы попробуйте остаться идеалистом, если сверстники тебя без конца обзывают, нападают, рвут твои учебники. Тем не менее я не из тех людей, которые на корню отвергают советский строй. И в те времена в нашей жизни было немало положительного. Я, к примеру, стал профессиональным художником, общественным деятелем, многого достиг в творчестве. Учился в Ленинграде, закончил сначала художественное училище, потом Институт имени Репина при Академии художеств СССР. Ленинградцы относились ко мне как к самому любимому человеку. Двое моих преподавателей даже хотели меня усыновить. Как я могу отрицать эту объективную реальность? Для меня «ленинградцы» — гордое понятие. В военную пору многие из них были эвакуированы в Казахстан.

Недавно я побывал в командировке в бывшем Карлаге, одном из лагерей печальной памяти ГУЛАГа. Некоторые прежние его узники так и остались жить в Караганде. Они сказали мне: Казахстан — наша родина. Именно здесь после своего освобождения, мы вдохнули воздух свободы, были окружены вниманием, почувствовали к себе уважение со стороны всех казахстанцев.

Однако при советской власти было достаточно чиновников, которые корыстно пользовались возможностями, предоставленными строем, которому они лицемерно служили. Многие были, прямо скажу, — дармоеды. Против таких деятелей я и выступил. Они-то со мной и расправились в ЦК.

— Вы принимали какое-то участие в декабрьских событиях 1986 года?

— Нет. Но после подавления прямодушного выступления казахской молодежи против директивного водворения во главе республики пришлого «варяга», не казахстанца, я остро жалел, что так варварски, бесчеловечно поступили с этими людьми. Пускать в ход против своего народа железные прутья, саперные лопатки и средства спецназа — абсолютно недопустимо!

— Можно представить, как свободно вы вздохнули в декабре 1991 года.

— Я не просто свободно вздохнул — я торжествовал. Мы, все казахстанцы, получили долгожданную свободу. И, объективно оценив путь, пройденный нашей страной за годы суверенитета, я с уважением и гордостью отдал свой голос за Нурсултана Назарбаева на состоявшихся 4 декабря выборах Президента Казахстана. В нем я вижу силу народа. Я отдал свой голос за весь наш народ в лице его признанного лидера, чья избирательная компания прошла под лозунгом «Казахстан — только вперед!» И все мы, я убежден, будем надежно двигаться вперед к подлинному процветанию нашего государства и благосостоянию народа. Как сказал Президент, «под Государственным Флагом Республики Казахстан, который, как и все граждане нашей страны, я гордо несу».

— Все в нашей стране знают, Шаке, что вы являетесь автором этого государственного символа нашей страны. Как и герба нашего города. И нагрудного знака «Почетный гражданин города Алматы».

Обращает на себя внимание то, что в композиционно-образном своем решении этот знак и герб Алматы перекликаются.

— По-другому и быть не могло. Я изначально следовал этой идее единства.

В центре и герба, и знака, имеющих круглую форму, помещен снежный барс.

— Потому что барс — неповторимый символ Алматы. Образ местный, точный, всем понятный и лаконичный.

— Вы победили в официальном конкурсе…

— Да, участников было много.

— И все — профессиональные художники?

— Нет. Были среди участников и поэты, и архитекторы, и даже врачи. Но все образно мыслящие люди. Один соискатель, вообще не умеющий рисовать, изложил на тетрадном листке свое представление об этом почетном знаке и заявил, что если его идея окажется приемлемой, то пусть какой-нибудь художник воплотит ее своими средствами. Но эта трогательная заявка не отвечала конкретным условиям конкурса.

— Как ваш знак был воспринят депутатами маслихата Алматы?

— На сессии все проголосовали единогласно.

— По информации маслихата, звание почетного гражданина города Алматы было учреждено еще в 1987 году. К настоящему моменту его удостоены 38 человек. В их ряду, к примеру, уроженец нашего города писатель-панфиловец Дмитрий Федорович Снегин, мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, бывший казахстанский архиепископ Алексий, который ныне служит в Туле, и президент международного фонда «SOS Киндердорф Интернациональ» (Австрия) Гельмут Кутин… Недавно этим званием был отмечен известный врач, главный травматолог Алматы Анатолий Николаевич Чучуло.

— Хотя это почетное звание было установлено почти два десятилетия назад, мне особенно приятно, что разработанный мной современный знак «Почетный гражданин города Алматы» под № 1 был вручен главе нашего государства. Всем известно, что Алматы — колыбель государственной независимости Казахстана. Алматинцы, я знаю, высоко оценивают вклад Нурсултана Абишевича Назарбаева в превращение южной столицы в известный на весь мир, бурно растущий и процветающий мегаполис.

— На мой взгляд, имена почетных граждан Алматы нуждаются в корректной популяризации. Может быть, следовало бы установить стенды с их портретами. Выпускать плакаты и буклеты о том, что ими сделано для нашего города. Почему бы на улицах, которые носят или будут носить их славные имена, не установить стелы или доски с барельефными портретами этих людей и знаком «Почетный гражданин города Алматы»?

— Идея, на мой взгляд, полезная. Я бы и сам с удовольствием принял участие в ее художественной реализации. Если, конечно, данная инициатива получит одобрение властей и будет оформлен соответствующий госзаказ. Думаю, что в этом аспекте можно было бы рассчитывать на понимание и поддержку со стороны акима Алматы Имангали Тасмагамбетова, которого отличают и позитивный отклик на конструктивные предложения, и деловитость, и художественный вкус. Я знаю массу тому примеров.  

— Шакен Онласынович, что бы вы пожелали в канун праздника своим землякам-алматинцам и всем соотечественникам?

— Каждому желаю — будь настоящим человеком, уважай себя. Если ты не будешь уважать и понимать самого себя, не будешь осознавать, на что ты творчески способен, то вряд ли поймешь другого человека и проникнешься к нему уважением. Без этих личностных качеств невозможна общенародная солидарность. Я уверен, что единство многонационального народа нашей свободной и суверенной страны — самый надежный гарант государственной независимости Республики Казахстан.                                    

 

Сергей ИСАЕВ.