В Алматы будет Парк-музей сакской культуры

Мои стихи не сокровенны,
Они доверчивы, как ноты
Простоволосой кантилены,
Как выплеск взрезанной аорты.
Они младенчески раздеты,
Чистосердечной наготою
Они взывают:
        кто ты?.. где ты?..
        Ответь, коль я ответа стою…
Они горят, как цвет миндальный,
Что в пламени на ладан дышит.
Стихи мои исповедальны,
Но их страстей Господь не слышит.

Главная / Пресса / Газеты / В Алматы будет Парк-музей сакской культуры

В Алматы будет Парк-музей сакской культуры

В северо-западной части Алматы, на землях Жетысуского района, граничащих с поселком Боролдай (Бурундай), возвышается плато с вереницей курганов сакских и усунских времен.

Эти древнейшие некрополи нуждаются в особой охране со стороны государства и общества, так как представляют собой материальную ценность уникальной духовной значимости. В загадочно-заманчивых недрах курганов залегают глубинные пласты истории казахской земли.

 

В АЛМАТЫ БУДЕТ ПАРК-МУЗЕЙ

САКСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

— Боролдайский курганный комплекс отличает одна беспрецедентная особенность, — сказал в интервью «Вечерке» директор Музея истории города Алматы Ербулат Кудрянович АУЭЗОВ. — Это единственный в Евразии случай, когда подобный археологический памятник пребывает в почти не тронутом состоянии в черте столь крупного мегаполиса, как Алматы.

Здесь на протяжении VI-II веков до нашей эры формировался некрополь саков, а затем, вплоть до III века нашей эры, — некрополь усуней.

В течение многих лет научные круги Алматы периодически поднимали вопрос о придании курганам Боролдая статуса памятника истории и культуры с последующим созданием на этом плато археологического заповедника, парка-музея под открытым небом. Отрадно, что этот важный вопрос нашел гражданственное и научно-культурологическое понимание со стороны акима южной столицы Имангали Нургалиевича Тасмагамбетова.

Алматинцы, конечно же, не могут не видеть, что положительное решение этого вопроса было сопряжено с наличием объективных проблем развития жилищного строительства в южной столице. Несмотря на острейший дефицит в Алматы селитебных (то есть предназначенных под застройку) территорий, аким города подписал 28 марта 2006 года постановление об изъятии из городского жилищного фонда территориального массива в 430 гектаров, где расположены боролдайские курганы.

Для всех нас это стало впечатляющим актом, а для будущих поколений казахстанцев — историческим (без всякого преувеличения) знаком ясного осознания необходимости сохранения находящихся на землях Алматы материальных реликвий общегосударственной значимости. Согласно данному постановлению 47 сакских курганов данной группы внесены в государственный список памятников истории и культуры.

 

— Успешно осуществленная Государственная программа «Культурное наследие» (2004-2006 гг.) получает действенную пролонгацию на региональном уровне по всей стране и в Алматы. И упомянутое вами постановление акима города — документальное тому подтверждение.

 

Е. Ауэзов: Я с полным основанием могу заявить, что музеефикация курганов Боролдая — это самый крупный и приоритетный проект среди региональных программ культурного наследия в Республике Казахстан. Осуществление проекта станет долгожданным воплощением на примере Алматы идеи создания инфраструктуры исторического туризма в нашей стране. До последнего времени у нас неплохо функционировали такие доходные формы туризма, как выездной и природный. В то же время гигантский потенциал исторического туризма в Алматы почти не был задействован.

По инициативе Имангали Нургалиевича Тасмагамбетова была разработана общая концепция проекта «Боролдайские сакские курганы» с участием ученых — археологов, историков, музееведов, а также архитекторов и реставраторов.

Городской акимат провел специальный тендер по определению компетентного юридического лица, которому предстоит вести весь комплекс строительных работ на курганном массиве. В проектное задание входил обязательный учет того обстоятельства, что сакские курганы датируются VI-II веками до нашей эры. В те времена на смежных с современным Казахстаном землях существовали государства Древний Хорезм и Древнепарфянское царство. Поэтому проектируемые ограждения и так называемая «входная группа» (ворота), исходя из вполне понятной аналогии, должны быть конструктивно и стилистически соотносимы с подобными сооружениями, которые были типичны для названных государств.

 

— Над центральным входом будет, видимо, воздвигнута помпезно-парадная арка с куполом?

 

Е. Ауэзов: Нет, арка и купол — это элементы более позднего, уже мусульманского влияния. А эти древние сооружения несли на себе печать древнегреческой архитектуры — как результат воздействия на местных мастеров античных строительных идей, носителями которых были некоторые участники азиатских походов Александра Македонского. «Входные группы» у древних хорезмийцев и парфян имели геометрически строгие формы.

Предзащиту успешно прошел проект, разработанный компанией «АТД Стройпроект». Он предусматривает несколько этапов. Возведение ограждений курганного массива (по периметру это более 11 км), «входной группы». Строительство площадок для автобусов и прокладка транспортных коммуникаций. Планировка музейных экспозиций под открытым небом, где будет наглядно воссоздана легендарная история саков и представлены все типы жилищ казахов — и переносные (кочевые), и стационарные. А также создание инфраструктурной (обслуживающей) сети всего комплекса — с отелями, мотелями, служебными помещениями.

После предстоящей в скором времени защиты проекта начнутся строительные работы, которые в основном должны быть завершены в ноябре-декабре 2007 года. Все необходимые финансовые бюджетные средства в объеме 159 миллионов тенге выделены. На 2008 год в смету заложены 310 миллионов, на 2009 год — 390 миллионов тенге. В 2009 году первая очередь музея-парка должна быть сдана в эксплуатацию.

 

— Вы, видимо, обращались и к зарубежному опыту? Я помню выступление заместителя акима Алматы Серика Сейдуманова 18 мая, в Международный день музеев, который в 2007 году совпал с датой презентации Музея истории нашего города во временно выделенных ему помещениях в Институте археологии имени А. Х. Маргулана МОН РК.

Поздравляя музей с обретением очередного пристанища и пожелав ученым и практикам музейного дела успешного продолжения археологических и исторический изысканий, заместитель акима назвал в числе приоритетных тем сакские курганы Боролдая. И сообщил о намеченной в этой связи по поручению акима Алматы поездке группы алматинских специалистов в Южную Корею…   

 

Е. Ауэзов: Эта поездка состоялась в период с 7 по 11 июня. В состав делегации, которую возглавил заместитель акима города, доктор социологических наук, профессор Серик Турарович Сейдуманов, входили: директор Института археологии имени А. Х. Маргулана, доктор исторических наук, академик НАН РК Карл Молдахметович Байпаков, заведующий кафедрой корееведения КазНУ имени аль-Фараби, доктор исторических наук, профессор Герман Николаевич Ким, я — как директор Музея истории города Алматы и мой заместитель по специальному направлению «Боролдайские сакские курганы», известный реставратор Крым Алтынбекович Алтынбеков.

 

— Почему был выбран столь далекий адрес командировки?

 

Е. Ауэзов: Археологические музеи-заповедники под открытым небом, аналогичные по визуальности и концептуальному содержанию будущему нашему музею, есть лишь в двух местах вне Казахстана. В Венгерской Республике, под Будапештом. И в Республике Корее, в городе Кёнджу. Там создан национальный археологический музей-заповедник — парк Тимули, объект поистине мирового значения, где находятся 20 королевских могильников древнекорейского королевства Силла (ΙX в.) — одного из феодальных государственных образований эпохи «Трех Царств». В 1974 году археологи нашли так называемую «Гробницу Небесного Коня» (Чхонмачхон), где были найдены свыше 10 тысяч древних реликвий, в том числе корона и пояс из золота, которые теперь хранятся в историческом музее города Кёнджу.

Мы провели сравнительно-сопоставительный анализ документальной базы двух этих музеев и музеефикационных работ, оценили научный потенциал и экономические возможности Венгрии и Южной Кореи в оказании помощи в осуществлении нашего проекта. И сделали выбор в пользу парка Тимули.

 

— Но не ближе ли нам ментально древности венгерской земли? Своим гуннским, сакским духом. Ведь те же придунайские степные балбалы генетически родственны казахстанским.

 

Е. Ауэзов: Есть теория, согласно которой древние корейцы являются выходцами с Алтая, прародины ряда евразийских и североамериканских этносов. Многие корейские археологические артефакты идентичны нашим.

Прибыв в Кёнджу (этот город часто называют «музеем без стен»), мы ознакомились с богатым и поучительным опытом создания национального музея-заповедника. В парке Тимули, занимающем примерно половину площади этого города, практически нет современных жилищ. Там ведутся археологические раскопки на древних дворцовых комплексах, на части потревоженных временем курганов. Они помоложе боролдайских, относятся к первым векам нашей эры. Почему, скажете вы, раскапываются не все курганы? Потому что вскрытый курган — невосстановимая утрата для науки.

И мы следуем той же общемировой концептуальной практике, когда  раскапываются лишь несколько курганов, находящихся, как правило, в аварийном состоянии. После чего обязательно проводится их музеефикация. Остальные сохраняются в режиме консервации для будущих поколений исследователей, которые наверняка будут обладать гораздо более совершенными исследовательскими технологиями.

 

— Сколько лет понадобилось Южной Корее для музеефикации парка Тимули и доведения его до экспозиционной кондиции?

 

Е. Ауэзов: Эти работы, инвестиционно напрямую связанные с южнокорейским послевоенным «экономическим чудом» 1960-1970 годов, начались во второй половине 1980-х годов. Когда государство могло себе позволить вкладывать огромные средства в национальную культуру. Они, надо полагать, себя уже окупили, так как поток туристов в город Кёнджу со всех концов страны неиссякаем. У парка Тимули громадный духовно-воспитательный потенциал. Он целеустремленно направлен на привитие соотечественникам любви и интереса к национальной истории, желания познать ее как можно глубже.

В ходе переговоров с мэром города Кёнджу господином Ю Ионг Хуном идея осуществления нашего проекта с участием южнокорейской стороны получила с его стороны полную поддержку. Был заключен договор между Национальным археологическим музеем-заповедником Тимули и Музеем истории города Алматы по научному консультированию нашего проекта, проведению совместных археологических экспедиций, оказанию нам помощи в создании лабораторий консервации и реставрации, а также о проведении обменных выставок уникальных экспонатов двух музеев.

В переговорах участвовал директор департамента МИД Республики Кореи, бывший посол этой страны в Казахстане господин Тэ Сок Вон.

Южнокорейская сторона предложила создать консорциум, задачами которого стали бы разработка совместно с казахстанскими специалистами научно-технической концепции и генплана национального археологического парка «Боролдайские сакские курганы» на 2007-2009 годы, проектирование и строительство ландшафтных зон и объектов инфраструктуры парка, поставка техники и оборудования по льготным ценам. В консорциум войдут ведущие южнокорейские и казахстанские научные учреждения, архитектурно-строительные предприятия и туристические организации.

В середине июля намечен приезд в Алматы рабочей группы консорциума во главе с его руководителем, президентом компании «Интеррим» господином Кан Сок Кюном в рамках мероприятий, посвященных 70-детию сталинской депортации корейцев в Казахстан.

Концепция нашего парка предполагает проведение и таких специальных исследований, как сканирование курганов. Эта технология дает возможность заглянуть в толщу кургана и установить присутствие там привнесенных материальных элементов без нанесения ему механических повреждений. Большой авторитет в этой сфере снискали специалисты из старейшего в Европе Германского археологического института (Берлин). Они имеют богатый опыт и в изучении культуры саков с применением новейших технических средств, и в создании музеев на базе исследованных объектов. Поэтому мы преложили президенту этого института доктору Герману Парцингеру принять участие в разработке упомянутой концепции.

 

— Если состоятельной Южной Корее потребовалось чуть ли не четверть века, чтобы довести до кондиции парк Тимули, то как мы сможем уложиться в считанные годы, обозначенные в генплане?

 

Е. Ауэзов: Он охватывает первую очередь паркового комплекса. Для достижения его кондиционного уровня, конечно же, потребуется немалое время.

 

— Ербулат Кудрянович, какова ваша роль — как директора Музея истории города Алматы — в данном проекте?

 

Е. Ауэзов: Наш музей — одна из исполнительных инстанций, ответственная за координацию и обеспечение продуктивной деятельности проектных, строительных, автодорожных, туристических и иных организаций, включенных в реализацию проекта. Я регулярно отчитываюсь перед руководством города о состоянии всех работ на конкретный момент. Не проходит недели, чтобы я не побывал на Боролдайском курганном массиве.

 

— Давайте поможем алматинцам, а также иногородним и иностранным туристам представить, пусть в общих чертах, каким через несколько лет они увидят археологический парк-музей сакской культуры на Боролдайском плато.

 

Е. Ауэзов: Во-первых, посетители смогут обозревать Музей под открытым небом как пешком, так и на лошадях. Их наверняка взволнуют вереницы из десятков так называемых «царских» курганов. Самый большой из них — диаметром в 100 и высотой в 14 метров. Курганы будут опоясаны валунными оградами и менгирами — вертикально стоящими продолговатыми камнями.

Туристы смогут увидеть в разрезе раскопанный и музеефицированный курган. А на специальных экспозиционных площадках — извлеченные из-под земли древние реликвии. Сейчас невозможно обрисовать эти гипотетические находки подетально, но скорее всего это будут материальные предметы из бытового обихода и похоронного обряда древних саков. Копии этих изделий туристам тут же по заказу изготовят ремесленники в сувенирных мастерских. Желающие посетят научный центр сакской культуры, лаборатории консервации и музеефикации курганов и реставрации древних памятников.

Надо ли добавлять, что услужить туристам всегда будут готовы и компетентные гиды, и метрдотели в звездных гостиницах парка-музея. 

                                                                                                 

Сергей ИСАЕВ

 

«Вечерний Алматы». — 2007, 28 июня. С. 8.

Редакционное название материала: «Музей под открытым небом».