Все мы звенья одной судьбы — человеческой. 18 ноября 2004 года
ГОСТИНАЯ ВЕЧЕРКИ
Недавно «Вечерка» рассказала о выходе в свет биографического справочника «Народные комиссары Казахстана» (см. № 213-214 от 23.10.2004 г.). Речь в публикации шла, в частности, о судьбе наркома внутренних дел КАССР в 1924-1925 гг. Закарии Мухееве. В 1937 году он был незаконно репрессирован и умер в ГУЛАГе в 1942 году.
Наша сегодняшняя гостья — внучка наркома Куляш Сакеновна БОЛСАНБЕК, кандидат химических наук, доцент. С 2002 года она является ректором Технико-экономической академии Кино и Телевидения.
Все мы звенья одной судьбы — человеческой
— Уважаемая Куляш Сакеновна, наверное, можно каким-то образом проследить воздействие на вашу жизнь благородных сил, идущих от родового вашего начала? Что вы эстафетно продолжаете линию жизни вашего деда. Не ведомственную, а человеческую, духовную.
— Ведет всех нас только Бог. Но я чувствую со всеми ушедшими душевное, духовное родство. Наши архетипы, наши корни всех нас связывают, и мы с ними связаны в общих каналах энергетических потоков. Я смотрю на фотографию деда – и это как мостик от его сердца к моему. Я и свою бабушку, супругу Закарии Мухеева, так же чувствую: во мне она есть. Иногда даже в своих жестах или мимике невольно ее повторяю. Но это материальная сторона, а тонкая сторона — мы все в одном общем информационном пространстве.
Знаете, о чем говорят современные достижения физики? О том, что тонкая, невидимая часть жизни — она гораздо более влиятельна, как созидательная сила либо как разрушительная, чем вот эта плотная наблюдаемая нами реальность. Все системы в природе — это вещество, энергия и информация. Информация никуда не исчезает. Она уходит в пространство, в торсионные поля, в общее информационное поле, в коллективное сознание, и оттуда загружает базу данных каждого человека. И мы получаем мгновенную обратную связь. В виде озарения, вдохновения, удовлетворения совести нашей. Это теория академика Г.И. Шипова из Института физики Российской академии наук.
Сознанием обладает ведь не только человек. Человечество, совокупно, является разумом нашей планеты. Но не единственным. Есть феномен совокупного сознания. Природа — это тоже открытая динамическая система. Она тоже имеет свободу выбора. Природа и информационные обмены испытывает, и энергетические, и материальные.
— А когда вы пришли к реальному осознанию бытия Божия?
— Это от бабушки, супруги Закарии Мухеева. Наверное, Всевышний и помог ей всю ее трудную судьбу перенести. Бог — это совокупность всех тонкостей мира. Совокупность информационных законов его построения. Для него нет какого-то одного лика, какой-то одной сферы. В исламе 99 имен Бога, которые раскрывают его качества в его влиянии на мир.
Ощущение присутствия Бога — это наша интуиция, наша совесть, внутренний голос. Наше ощущение душевного комфорта, удовлетворение тем, что мы своими усилиями, делами и мыслями делаем жизнь лучше.
— Но не чужда ли вам конфессиональность как таковая?
— Конфессиональность — это религии. А религии — это не Бог. Это инструмент, с помощью которого идея Бога становится достоянием множества людей. Поэтому конфессиям нужно дружить между собой. Бог един. Все молитвы родственны. В Коране, например, написано: уважайте все четыре священные книги, которые мы вам ниспослали.
— Куляш Сакеновна, а какое у вас базовое образование?
— Химфак КазГУ.
— Казалось бы, какая связь с кино и телевидением?
— Главное в высшем образовании — школа, мировоззрение и собственная позиция человека. А школу КазГУ дает блестящую.
Кроме ректорства, я в нашей академии заведую кафедрой общеобразовательных дисциплин. До этого я в КазГУ 12 лет проработала на аналогичной кафедре. Это предполагает широкий кругозор, не зашоренный взгляд. Чем мы сейчас все страдаем — это фрагментарное мировоззрение.
— Дефицит энциклопедизма?
— Энциклопедизм — это хорошо. Но и он ведь тоже просто сумма знаний.
— Как? И у Леонардо да Винчи?
— О, это совсем другое. Эти люди азы наук добывали сами. В их умах Знание не подразделялось на отрасли. Чтобы полноценно нарисовать фигуру и передать ее душевное состояние, они подробнейшим образом, дотошнее, чем медики, изучали тело человеческое.
А те же наши студенты! Когда преподаешь им экологию в концепциях современного естествознания, обращаешься к данным разных наук, которые они изучали в школе. И что нередко слышишь? А причем тут физика? Химия? Биология? Мы же изучаем экологию. Приобретенное в школе знание у многих из них лежит на разных полочках. Нет синтеза, нет целостного мировоззрения. Это стратегический просчет всей системы школьного образования.
Ведь экология — это наука обо всем. Мне импонирует современное определение экологии: это междисциплинарная область знания об организации функционирования многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи. Все в мире системно. Наш вуз как раз и преподает математическую теорию систем. Решением нашего совета мы ввели в систему преподавания такой подготовленный мной курс — «Духовно-нравственное развитие как определяющий фактор выживания и процветания систем».
— Я что-то не слышал, чтобы подобные курсы читались в высшей школе Казахстана.
— Этот курс я разработала сама. Он вышел из недр моей души – как реакция на боль за всех тех студентов, которые, как я опасаюсь, еще не подготовлены к тем быстрым переменам, которые уже происходят и которые еще только готовятся в нашей действительности.
Я убеждена, что только гармония спасет мир. Говорят, что мир спасет красота. Но красота — это лишь один из видов гармонии. Ведь гармония – это не обязательно определенным образом организованное созвучие красок или звуков. Гармония — это взаимное сочетание интересов целого и его части. А раз так, то сюда и художественные произведения входят, и внешний вид человека, и гармония жилища, и его вера, и душа, все что угодно. Но в первую голову — гармония души должна быть, экология духа. Такие понятия мы раньше вообще упускали. Если мы не будем осознавать последствия своего выбора и своих мыслей, то мы не спасем и экологию планеты нашей.
— Как говорили древние, «слышу голос не мальчика, но мужа». Говоря иначе, слышу речи не директора техникума, а голос ректора академии… Куляш Сакеновна, по тому, как менялся статус вашего учебного заведения, можно, видимо, судить и о принципиальных изменениях в системе образования в Казахстане?
— Алматинский кинотехникум был основан в 1940 году – у него своя большая история. Но в 1995 году в результате так называемой «оптимизации», которая не обошла ни одну из сфер отечественной экономики, кинотехникум объединили с машиностроительным техникумом, и в результате возник Алматинский политехнический колледж, который сейчас базируется в Тастаке.
Тем временем развивающиеся рыночные отношения продолжали активно проникать в различные сферы, и все больше стали заявлять о себе в секторе частного образования. И после приватизации материальной базы Алматинского кинотехникума здесь в 1998 году был создан новый вуз — Университет кино и телевидения. В середине 1998-1999 учебного года мы его преобразовали в Технико-экономическую академию Кино и Телевидения. В структуру академии входит и Центральноазиатский технико-экономический колледж.
— Ваш вуз уникален в Казахстане?
— Мы уникальны не только на родине, но и во всем нашем регионе. В бывшем СССР высшие технические специалисты для кино и телевидения всей страны готовились в Ленинграде (сейчас это Санкт-Петербургский университет кино и телевидения). Специалистов же среднего звена выпускал Алматинский кинотехникум, который в этом своем качестве имел всесоюзное значение. Эту профессиональную школу, этот дух мы стараемся не терять, сохраняя преемственность. У нас по сию пору работают уважаемые ветераны кинотехникума.
Однако хочу особо подчеркнуть, что искусственно отделять нас от государства никоим образом нельзя! Мы полностью следуем официальной политике в сфере образования в соответствии с Законом РК об образовании. Работаем по гослицензии, выдаем дипломы государственного образца, успешно проходим государственную аттестацию. И зарплату преподавателей не снижаем против установленных государством норм. Забоимся о питании и медицинском обслуживании студентов. И поддерживаем на должном уровне материальную базу учебы, у нас солидный библиотечный фонд. Иначе бы мы просто не могли существовать. А у нас набор год от года растет.
Приведу такую деталь: мы даже были вынуждены отказаться от общежития, поскольку контингент студентов у нас местный, использовать комнаты под учебную базу. Задействована и система скидок для ряда категорий учащихся. Это студенты, оставшиеся без попечения родителей, мы учим их вообще бесплатно. Если поступает заявление от родителей о том, что в их семье учатся несколько детей, а данный ребенок отучился у нас весь цикл колледжа, то есть он наш, в таких случаях мы тоже делаем скидки.
— А насколько котируется диплом вашей академии?
— Наш вуз был организован в основном с той целью, чтобы дать возможность получить высшее образование по родственной специальности в первую голову выпускникам нашего колледжа. А также тех колледжей, которые работают в содружестве с нами.
Первый академический выпуск мы осуществили в 2002 году. С тех пор выпускаем классных специалистов ежегодно. После производственной практики работодатели нам звонят и спрашивают: есть ли у вас еще такие ребята, как Королев? Или Валерий Башкатов? Дайте нам таких ребят.
Все знают, что частное образование с самого начала заполнило в основном юридическую, экономическую и гуманитарную ниши. Технарей никто не готовил. Наши же студенты — специалисты особенные, они чувствуют технику интуитивно, что называется, кончиками пальцев. Навыки у них и по вычислительной технике, и по информатике, и по программированию, можно сказать, автоматические. И это еще на уровне среднего профессионального образования. Причем многие не хотят, чтобы учебу им родители оплачивали, и они успешно подрабатывают.
На уровне же вуза они получают и основательную теоретическую подготовку. Мы выпускаем специалистов по такой, например, ведущей у нас специальности, как цифровое программно-аппаратное обеспечение. Это инженеры-программисты и инженеры-системотехники. Многие работают на телевидении, а теперь и на «Казахфильме». Они владеют цифровыми технологиями обработки изображения и звука, компьютерными технологиями монтажа. Теперь ведь не монтируют, как прежде, линейным, «мокрым», способом, когда отснятый материал вручную проявляют и покадрово отсматривают.
Наши выпускники работают и в других сферах. Например, в банковской — в области защиты и безопасности информации. Валерий Башкатов и Зухра Сыздыкова написали компьютерную программу для для всего документооборота акимата г. Алматы. Программу сбора налогов для Налогового комитета по г. Алматы написал наш студент Липенко. В 2003 году наш горакимат организовал первую Олимпиаду по информационным технологиям, которую спонсировали компания LG и Казахстанско-Американский Университет. В номинации «IT в досуге» тогда победил наш Владимир Соколов, который разработал оптимальную программу по созданию кроссвордов: ее можно использовать и в досуге, и в учебных целях. Он получил также возможность стажироваться в Республике Корее.
Студенты нашей академии полностью адаптированы к практической деятельности в конкурентных рыночных условиях. Безработица после учебы им не грозит. В советском государстве ведь как было? Все расписано: как ты будешь жить после учебы, когда ты на пенсию пойдешь, что ты там будешь делать. Все по ступенькам, и все примерно одинаково. А в рыночном государстве, конечно, и конкуренция есть, но и свобода выбора широкая. Каждый может выбрать себе свой способ самореализации.
И наша задача — дать понять студентам, что каждый из них может подняться на любую ступень в самосовершенствовании, до бесконечности.
С гостьей беседовал Сергей ИСАЕВ.

