150-современной истории 1000-летнего города Алматы. 2004 год

Мои стихи не сокровенны,
Они доверчивы, как ноты
Простоволосой кантилены,
Как выплеск взрезанной аорты.
Они младенчески раздеты,
Чистосердечной наготою
Они взывают:
        кто ты?.. где ты?..
        Ответь, коль я ответа стою…
Они горят, как цвет миндальный,
Что в пламени на ладан дышит.
Стихи мои исповедальны,
Но их страстей Господь не слышит.

Главная / Пресса / Газеты / 150-современной истории 1000-летнего города Алматы. 2004 год

150-современной истории 1000-летнего города Алматы. 2004 год

3 октября – традиционный праздник всех алматинцев — День города

 

В ожерелье минувших столетий 150-летие города Верного — Алма-Аты — Алматы – несомненно, драгоценное звено. Но далеко не единственное в 1000-летней истории южной столицы. Все связи звеньев в этом ожерелье видят или провидят компетентные историки, культурологи, краеведы.

Один из них — Ерболат Кудрянович Ауэзов, директор находящегося в поре своего становления Музея истории города Алматы, в котором хранятся ценнейшие реликвии, связанные со всеми временами Алматы, от его древнейшего истока эпохи бронзы до современного процветающего мегаполиса.

В канун Дня города Е.К. Ауэзов дал интервью «Вечерке».

 

— Уважаемый Ербулат Кудрянович, когда вы приняли под свое начало Музей истории города Алматы?

 

— Директором музея я был назначен 2 августа 2002 г. Решение же об организации музея было принято по инициативе акима города Алматы Виктора Вячеславовича Храпунова в 2001 году.

 

— Решение не о восстановлении бывшего Музея города Алматы?

 

— Нет, именно об организации нового музея. Многие думают, что наш музей существовал и ранее, но его как такового фактически не было. Конечно, можно считать, что наш музей является правопреемником того музея, о котором вы говорите, потому как его фонд стал одной из основ нашего музея. Но прежний музей носил ведомственный, узкоспециализированный характер, так как входил в структуру Департамента архитектуры и градостроительства г. Алматы. В его фондах в основном хранились генпланы, материалы по застройке города, но назвать его историческим в полной мере нельзя. 1 сентября 2002 г. штат нашего музея насчитывал 16 человек, а уже 2 сентября музей получил юридический статус, был утвержден его устав. 

Нам с первых дней очень помогли и заместитель акима Алматы Алмат Зарлыкович Мурзин, и Управление культуры горакимата. Оперативно были решены вопросы технического оснащения. Первоначально музею выделили временное место в помещении Цирка, затем в здании на пр. Достык, а сейчас мы размещаемся, опять-таки временно, в Музее памяти жертв политических репрессий, который является нашим филиалом.

 

— А получила ли статус филиала вашего музея Верненская крепость, заложенная 150 лет назад, в 1854 году?

 

— Пока говорить об этом преждевременно. По поручению акима города нами была разработана концепция музеефикации памятника истории «Верненская крепость». На ее основе группа архитекторов из Казахской архитектурно-строительной академии во главе с доктором архитектуры Искандером Байтеновым создала первоначальный вариант данного проекта. Это должен быть своеобразный историко-этнографический музей под открытым небом, который охватывал бы все этапы истории развития региона Алматы.   

Но вернусь в 2002 год. Штат нового музея пришлось подбирать, что называется, поштучно. Сейчас у нас всего 26 человек, но тот первый состав сохранился. Это высококвалифицированные сотрудники, со стажем в 15-20 лет, перешедшие по моему приглашению в основном из Центрального музея Казахстана, элитные специалисты в масштабе страны. И хорошо, что у многих моих коллег сохраняется и большой интеллектуальный потенциал, и энтузиазм профессионалов, и готовность к самоотверженному труду.

 

— Без оглядки на зарплату.

 

— Она мизерная, даже цифры называть не стоит. Когда мы начали создавать музейный фонд, тут и проявились их незаурядные способности и качества. Взять тот же, к примеру, поиск в архивах. То, на что иному молодому сотруднику понадобилось бы не меньше года, они компетентно делают за считанные дни. Каждый из научных сотрудников имеет собственную сеть так называемых «агентов» — патриотов города, любителей старины, которые «наводят» их на всякого рода исторические раритеты. Сейчас у нас 15 тысяч экспонатов, которые отражают все периоды и стороны жизни Алматы, с древнейших времен до современного крупнейшего мегаполиса Казахстана, духовного, культурного и научного центра Центральной Азии. Такое число экспонатов — это средний объем обычного областного музея, нарабатываемый за полвека, а мы его собрали всего за два года. Таковы плоды подвижнического труда моих коллег.

   

Сам Е.К. Ауэзов в 1978 году, после окончания исторического факультета КазГУ имени С.М. Кирова, был принят в научно-исследовательский отдел Научно-производственной мастерской по охране и исследованию памятников культуры при Минкультуры КазССР. Ее работу курировал известный государственный и партийный деятель Казахстана Узбекали Джанибеков, внесший большой вклад в сохранение и развитие национального историко-культурного наследия казахского народа.

 

— Еще в начале 1970-х годов впервые был поставлен вопрос о создании Республиканского свода памятников истории и культуры. И наш отдел начал системное и планомерное изучение памятников истории и культуры Казахстана по всем областям республики — их выявление, паспортизацию и постановку на учет. Я занимался, в частности, памятниками Западного Казахстана.

 

— А как эта работа соотносилась с деятельностью Общества охраны памятников истории и культуры Казахстана?

 

— В этом Обществе работали в разное время Алан Медоев и Ануар Алимжанов, Мурат Ауэзов и Абиш Кекилбаев. Тогда не было ни ведомственных различий, ни ревности — все занимались одним общим делом. Порой мы и в экспедиции выезжали совместно. Как общественная организация это Общество аккумулировало большие средства — все организации и предприятия республики были его коллективными членами и материально подпитывали его деятельность, если не хватало бюджетных средств. К сожалению, в начале 1990-х гг. Общество было ликвидировано. Должен сказать, что судьба его фондов — великолепной библиотеки и архивов — до сих пор для меня загадка. Все это достояние куда-то «рассосалось»… Затем я около десяти лет проработал в Центральном музее Казахстана, пройдя путь от завсектором до замдиректора по научной работе.

В моем профессиональном становлении большую роль сыграла выдающийся деятель нашей национальной культуры Райхан Искандеровна Космамбетова, возглавлявшая этот музей более 30 лет. При ее директорстве было построено новое здание музея. А я пришел в него еще тогда, когда он размещался в Свято-Вознесенском соборе.

 

— Мне рассказывал, кажется, краевед Владимир Проскурин, что при переезде музейная библиотека оказалась на улице, и все кому не лень могли подойти и взять себе все что угодно.

 

— Это легенда, замешанная на слухах. История Центрального музея Казахстана начитывает более 100 лет. Он был образован на базе трех музеев — Оренбургского областного, Верненского городского и Музея верненских казаков. Их история берет начало в середине XIX века. Его уникальный фонд располагался в нескольких местах. Может быть, при переезде что-то и случилось с канцелярскими бумагами, но, скажем, ни одна книга из библиотеки, ни один экспонат не исчезли. Кроме нас, музейщиков, охрану там нес батальон экипированных солдат.

 

— Другими словами, это переселение нельзя уподобить, как всякий переезд, пожару.

 

— Ничто тогда не сгорело и не пропало. Так вот, с началом рыночных преобразований мне пришлось оставить музейное дело и попробовать себя в зарождающемся бизнесе, и в течение ряда лет я возглавлял несколько известных в нашем городе бизнес-структур. Но душой я продолжал пребывать в прежней, родной своей сфере, куда врос всем сердцем. И потому мой приход в Музей истории города Алматы я считаю если и «случайностью», то вполне логичной и закономерной.

За 2002-2004 гг. нами собран большой и интересный материал, в частности, по верненскому периоду истории Алматы. К примеру, это рабочий стол знаменитого алматинского инженера-строителя Андрея Павловича Зенкова, сына первого городского головы города Верного П.М. Зенкова, немало сделавшего для его благоустройства. Или мемориальный кабинет писателя Максима Дмитриевича Зверева, о чем уже рассказывала «Вечерка». Или письмо военного губернатора и командующего войсками Семиреченской области Герасима Алексеевича Колпаковского на имя поручика Андрея Клементьевича Вязовского о назначении его военным топографом в экспедицию магистра геологии Николая Алексеевича Северцева по изучению верховий р. Нарын (г. Семипалатинск, 25.08.1867 г., № 4). Интересна история обнаружения этого документа. Алмаатинец, принесший его в музей, сказал, что нашел его в мусорной куче при сносе одного дома в Горном Гиганте.

Есть у нас и картины уже ставшего всемирно известным художника Сергея Калмыкова, и рисунки Мэлса Ержанова — нежного певца прежней, уходящей Алматы. Кстати, в эти дни в галерее «ARK» работает выставка графики «дяди Мэлса», как шутливо сам себя называл художник. В нашем фонде хранится и весьма неплохая археологическая коллекция.

 

— А с Музеем археологии «драки» за экспонаты не возникают?

 

— Напротив, благодаря директору Института археологии академику Карлу Молдахметовичу Байпакову у нас, я бы сказал, счастливо сложились благополучные отношения. Все, что сейчас находят при раскопках в городе отряды Алматинской археологической комплексной экспедиции, передается нам.   

 

— Итак, музей неоднократно менял место своего пребывания, и ни один из этих вариантов не мог вас устраивать, поскольку не отвечал и не отвечает ни нормативным требованиям, ни возможностям музея. Так какова же перспектива обретения музеем собственного дома?

 

— Действительно, нам сейчас уже есть что показать посетителям. Вопрос о здании музея находится на стадии решения.

 

— А разве не было решения городского акимата о выделении для вас участка на месте бывшего Дома губернатора, у Парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев? Это место и престижное, близкое к историческом центру старого города, и эстетически привлекательное, и транспортные узлы рядом.

 

— Решение такое было. Но, во-первых, по заключению сейсмологов и конструкторов, бывший Дом канцелярии генерал-губернатора после известного пожара не подлежал восстановлению, во-вторых, площадь самого участка оказалось мала для музея. Его экспозиционная площадь должна быть не менее 4,5 тыс. м2. Поэтому нам будет предоставлен другой участок. Решение готовится. Кстати, проект двухэтажного здания музея уже есть, нужно только его привязать, как говорят архитекторы, к конкретному месту.

 

— Будет ли окончательное решение принято ко Дню города?

 

— Затрудняюсь с ответом, ибо он лично от меня не зависит. Могу, однако, сказать, что новое место предполагается выделить в не менее престижном районе Алматы. Может быть, с учетом развития города в юго-западном направлении.

 

— Ербулат Кудрянович, мы подошли к общественно важному вопросу о предстоящем праздновании в День города юбилея Алматы и участии в нем вашего музея.

 

— Сначала скажу о том, что за два последних года наш музей стал не только кладезем исторических реликвий Алматы — будущих музейных экспонатов. Мы деятельно участвовали в научной и культурной жизни города и региона. Напомню в этой связи о таком знаковом событии, как 1-ая международная научно-практическая конференция «Алматы — перекресток цивилизаций», успешно прошедшая в апреле 2004 г. И о ряде других научных конференций, круглых столов и семинаров.

В этом контексте скажу и о таком важном событии в жизни музея: нами совместно с ведущими учеными академических институтов истории, археологии и востоковедения впервые в истории нашего города ведется подготовка фундаментального научного издания «История города Алматы» в 2-х томах. 

И подчеркну, что вопрос, связанный с юбилеем Алматы, — не простой, он даже стал предметом острой дискуссии в обществе.

 

— Вы имеете в виду «столкновение» дат — 1000-летие и 150 лет?

 

— Вот именно. Споры до сих пор не затихают. И это хорошо для воссоздания подлинной исторической ретроспективы южной столицы и ее закрепления в общественном сознании.

Отмечу, что наши просвещенные горожане никогда однозначно не ставили вопрос о непременном праздновании полуторавекового юбилея Алматы. Я сам свидетель и участник этой дискуссии, начиная с ее истоков, и могу с полным основанием сказать, что речь шла и идет о 150-летии нового, современного города Алматы как славной вехе в 1000-летней его истории, чему есть широко уже известные материальные достоверные подтверждения (в частности, найденные здесь монеты тысячелетней давности с арабским начертанием топонима «Алмату»). Такой подход исторически грамотен, корректен, гармоничен и, если хотите, патриотичен. Основание города Верного — важнейший этап в тысячелетней биографии Алматы. Его важность, конечно же, никем не оспаривается. Поэтому все мы — и алматинцы, и гости нашего мегаполиса — будем праздновать 150-летие современной истории 1000-летнего города Алматы.

 

— Ербулат Кудрянович, каковы формы участия Музея истории Алматы в этом знаменательном праздновании?

 

— Мы участвовали в разработке проекта сценарного плана большого театрализованного представления, которое состоится на площади Республики 3 октября, где будут показаны все этапы зарождения, становления и развития Алматы. И там же, на площади, в галерее «Трибуна», мы развернем выставку наших музейных экспонатов.  

Сергей ИСАЕВ.