Золотая тамга Великой степи. «Өнер әлемі» №5 декабрь 2005 года

Мои стихи не сокровенны,
Они доверчивы, как ноты
Простоволосой кантилены,
Как выплеск взрезанной аорты.
Они младенчески раздеты,
Чистосердечной наготою
Они взывают:
        кто ты?.. где ты?..
        Ответь, коль я ответа стою…
Они горят, как цвет миндальный,
Что в пламени на ладан дышит.
Стихи мои исповедальны,
Но их страстей Господь не слышит.

Главная / Пресса / Журналы / Золотая тамга Великой степи. «Өнер әлемі» №5 декабрь 2005 года

Золотая тамга Великой степи. «Өнер әлемі» №5 декабрь 2005 года

Под сенью Муз

Муза Истории

 

Государственные символы нашей страны — Флаг и Герб – были утверждены 8 июня 1992 г. Верховным Советом Республики Казахстан — предшественником нынешнего Парламента РК, высшего органа законодательной власти. Весной 1993 года эти символы были включены в Международный геральдический каталог. Конституции РК 1993 и 1995 годов и Указ Президента РК, имеющий силу конституционного закона, от 24 января 1996 г. «О государственных символах Республики Казахстан» окончательно закрепили национальную символику нашего государства.

В почетном списке авторов государственных символов Казахстана стоит имя художника и архитектора Жандарбека Малибековича Малибекова. Казах, он родился в Кзыл-Орде, вырос и жил в соседнем Узбекистане, поскольку окончил Ташкентский архитектурный институт, одно время был главным архитектором Самарканда.

В числе почти трехсот присланных на представительный конкурс эскизов Государственного Герба Республики Казахстан была и его работа, открывшая казахстанской общественности имя и талант мастера профессионально опытного, однако до той поры мало кому известного на его исторической родине. Ныне он живет и работает в Астане.

Главное дело всей творческой жизни Жандарбека МАЛИБЕКОВА вошло золотой, немеркнущей страницей в отечественную историю. Сегодня он гость салона Музы Истории — Клио.

 

ЗОЛОТАЯ ТАМГА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ

 

— Уважаемый Жандарбек Малибекович, ваше имя для Республики Казахстан весьма значимо. Вы имеете непосредственное отношение к созданию государственной символики нашей страны, являясь одним из авторов Государственного Герба Республики Казахстан. Расскажите, пожалуйста, о том, как вы работали над его эскизом.

— Мне пришлось, как говорится, «перелистать» гербы всех стран мира. Как я себе представлял, Герб Казахстана должен быть с ними наравне, геральдически и художественно, по дизайну ничем не уступать. Чтобы с первого взгляда на наш Герб любой человек земли мог осознать, что есть на планете такое суверенное государство — Казахстан.

Я очень долго и мучительно думал над композиционно-образным строем Герба. И пришел к заключению, что в основе его образного решения должен лежать шанырак. Когда рисовал шанырак, увидел, что он композиционно соотносится с солнечными лучами. Да и сам по себе он весь законченный, гармоничный. Как солнце, как целостность мира. Шанырак стал сердцем Герба. Шанырак — это знак очага, очага нашей новой национальной государственности. И я задумался, как в этом плане можно было бы его одухотворить.

— Шанырак — это ведь еще и символ первоосновы общества — семьи.

— Конечно, вся жизнь в юрте идет под шаныраком. Казахи открывали шанырак — и следили за движением звезд. Под шаныраком они обдумывали свои мысли и дела. Под шаныраком творил Абай. Правители народа принимали важные решения тоже под шаныраком. Под шаныраком создавалась вся многовековая культура казахского народа…

— И можно даже представить, как в отверстый шанырак в юрту заглядывали аруахи, добрые духи предков.

— Наверное, и так бывало, да!.. Стал я погружаться в историю казахской земли, рылся в книгах по археологии, вглядывался в репродукции боевой экипировки Золотого человека из Иссыкского кургана — вождя древних саков и обнаружил на его царственном шлеме миниатюрное изображение коней. Тулпарчики такие… И мне показалось, что они могут стать собирательным образом и всей Великой степи, судьбы нашего народа и его культурных традиций, неотделимых от его векового образа жизни и хозяйственной деятельности, и звеном, связующим тысячелетия.

Тулпары проносятся через всю нашу историю, они скачут во всех сказаниях. И в «Алпамысе», и в «Ер-Таргыне»… Они не просто средство передвижения. В скакунах воплощен сам бессмертный рух — дух, никогда не умирающий, никуда не исчезающий, он поднимает и воодушевляет дух и душу каждого человека, каждого народа, всего человечества. Это образ бесконечного развития народа и его духовного богатства.

— Но ваши два легендарных тулпара несутся по степи… в разные стороны. Нет ли здесь идеи противоречивости?..

— Может быть… Или поиска. Я, например, полагаю, что у нашего Казахстана должен быть свой путь развития, с ориентировкой на собственные традиции, на свою культуру. Ведь наше государство не похоже ни на одну другую страну мира.

С другой стороны, в общем композиционном решении Герба, которое построено по законам симметрии, можно усмотреть и метафору весов, уравновешивающих нашу жизнь.

— Обращает на себя внимание то, что оба тулпара на Гербе — однорогие.

— Это не выдумка, не фантазия. В наших степях и в самом деле в XV­XVI веках обитали такие тулпары — рогатые, краснокопытные. Некоторые считают, что это козлиные рога. Однако природа так распорядилась, что эти скакуны к концу указанного периода исчезли.

— Вам понадобились рога только ли исходя из композиционных, декоративно-орнаментальных целей? Для окантовки гербового пространства. Или, может быть, вы в них еще какое-то значение вкладывали?

— Толкование может быть разным. Но примечательно, что и в Византии, и в других христианских странах, и в Африке однорогие животные всегда считались знаком доброты, их берегли. Интересно, что академику Салыку Зиманову, который тогда был депутатом Верховного Совета, показалось, что рога на моих тулпарах как бы растут, бесконечно растут. Это как бы олицетворение того, что наше молодое государство тоже будет расти в бесконечном времени.

И потом рога, расположенные по сторонам шанырака, его оберегают. По древнему казахскому обычаю, иногда рога устанавливают на огородах или у мазаров — от сглаза. Так что пусть они оберегают наше государство, чтобы его никто не сглазил, пусть ограждают его от чуждых нам понятий, от неверной информации, направленной на разрушение избранного нашим народом государственного строя.

— А что это за насечки на поверхности рогов?

— О, на них мало кто обращает внимание. Их ровно семь. Не шесть и не восемь. Говорят же: «семь небес». Каждый казах должен знать своих предков до седьмого колена. Если человек их знает, значит он знает определенный период своей истории. И все потомки от этих колен считаются его родственниками. Это обстоятельство всегда учитывалось при установлении брачных связей. Они были невозможны между кровно близкими родственниками. Тем самым народ защищал свой генетический фонд. И этот момент тоже присутствует в символике Герба.

— Тулпары ваши крылаты. Помимо переклички с античными образами коней, крылатость скакуна несет в себе и представление о мечте.

— Точно. Это мечта, это полет, это широта и высота. Причем под мощными крыльями есть и перышки-росточки. Первые олицетворяют наших предков, старшие поколения, наше прошлое, которым обеспечен сегодняшний взлет страны. Вторые — символ молодого поколения, нашего будущего, юности, которая должна расти, тянуться за мудрыми и сильными старшими и превзойти их в сохранении и развитии национальной культуры и добрых народных традиций.

— Герб Казахстана оригинален, неповторим, узнаваем. В комментарии пресс-службы Верховного Совета РК, данным в связи с утверждением нашей государственной символики, говорилось, что «государственная атрибутика как часть этнознаковой культуры содержит немало информации о народе Казахстана, его чаяниях и устремлениях».  Напрашивается вопрос: а надо ли было помещать на Гербе наименование нашей страны?

— Наименование любой страны дает моментальное представление о государстве, делает его геральдику более понятной всем, включая и тех, кому эта символика может быть не вполне ясна. Во время обсуждения эскиза возникла дискуссия: как должно быть начертано название страны. Одни предлагали латиницу, другие арабскую графику. Кто-то сказал, что нужно дать полное конституционное название — «Казахстан Республикасы». И другие варианты были. Я отстоял: «Казахстан».

Хочу указать еще на некоторые важные смысловые моменты. Видите, над словом «Казахстан» переплет линий? Это «белдi» — элемент юрты. Здесь же есть и такие ее детали, как «баскуры». Они расположены прямо по оси шанырака и по осям обоих тулпаров. Основание Герба покоится на рогах кошкара, архара: порог под шаныраком должен быть крепким. Чтобы нести на себе весь груз композиции, размещенной наверху.

— Завитые рога архара — древнейший азиатский орнаментальный элемент.

— Да, они присутствуют на многих наскальных рисунках.

— Осталось сделать аккорд на одиночной звездочке в лучах, которая сияет между крыльями тулпаров, венчая небесную синеву гербового пространства и сам Герб.

— Об этой звездочке очень большой спор был на сессии Верховного Совета. Одни депутаты хотели видеть восьмиконечную звезду, другие — переплетение двух четырехгранников, третьи еще что-то. Я сразу остановился на пятиконечной звезде. И не отступал. В прежние времена ее связывали с пятью материками. Но, по-моему, это искусственное толкование.

— И с советской властью связи нет.

— Никакой. Пятиконечная звезда появилась еще в дохристианские времена, в домусульманские… Это очень древний знак всего человечества. У каждого человека есть своя звезда. И у нашего государства тоже должна быть своя звезда. Путеводная звезда над шаныраком нашего Отечества.

— Вы именно этот эскиз Герба, в таком виде привезли в Алматы, на сессию Верховного Совета? Или вам пришлось что-то дорабатывать, с учетом замечаний и пожеланий депутатов Верховного Совета РК, членов комиссии, главы государства?

— Я в комиссию представил графический вариант в цветовом изображении. И макет, выполненный в том же масштабе. Макет был сделан из желтого, золотистого пенопласта, однотонный. Но депутаты принимали Герб в многоцветном графическом изображении. Пожелание ввести цвет в макет Герба было высказано Президентом РК.

— Выходит, ни одним элементом, ни одной деталью ваш Герб депутатскому корпусу не обязан?

— Ничем не обязан.

— А какова, скажите, роль в создании Герба Шоты Валиханова, который тоже фигурирует, наряду с вами, в качестве автора Герба, правда не в алфавитном порядке, а вслед за вами?

— Таковым оказалось решение конкурсной комиссии. Мне тяжело на этот вопрос ответить, и я не знаю, как на него отвечать. Комиссия работала и так решила. Хотя все задумано и сделано было в Ташкенте. Там со мной целый коллектив исполнителей работал. И в том самом виде Герб и был принят. Дополнений к нему никаких не было.

Я к этой работе, может, всю жизнь готовился. Может быть, все мое внутреннее, духовное начало, весь мой потенциал, вся энергетика к этой работе меня подтолкнули. Сказалась любовь к Родине, к родной земле, к казахской истории, к нашим традициям. Это ведь не просто хотение — сделать Государственный Герб страны! В конкурсе участвовало — представьте себе — 293 работы! И каждый автор, конечно же, желал, чтобы именно плод его труда  был оценен и принят. В ряду других эскизов была работа и Шоты Валиханова. Их тоже на сессии обсуждали. Но в конце концов выбор пал на этот вариант.

Но я говорил и говорю: дай-то Бог, чтобы у кого-нибудь получилась работа лучше моей, такая, которой бы я сам гордился. Как горжусь своим Гербом. Я бы тут же этого человека поздравил.

Признаюсь, что мне очень приятно слышать многочисленные единодушные отзывы, что Государственный Герб Республики Казахстан входит в число лучших в мире. Так же считает и наш Президент.

 

Музу Истории сопровождал Сергей ЧКОНИЯ.